PHNjcmlwdCBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1pZD0iMTI0OSINCmRhdGEtb3V0c3RyZWFtLWZvcm1hdD0iZnVsbHNjcmVlbiIgZGF0YS1vdXRzdHJlYW0tc2l0ZV9pZD0iU1RCX0Z1bGxzY3JlZW4iIGRhdGEtb3V0c3RyZWFtLWNvbnRlbnRfaWQ9InZpa25hLnN0Yi51YSIgc3JjPSIvL3BsYXllci52ZXJ0YW1lZGlhLmNvbS9vdXRzdHJlYW0tdW5pdC8yLjAxL291dHN0cmVhbS11bml0Lm1pbi5qcyI+PC9zY3JpcHQ+

Через 50 лет российские архивисты показали дневник Довженко

Вікна-Новини

Вікна 22:00

Они хранили его тайны
50 лет. И вот, наконец, обнародовали. Российские архивисты показали дневник
Александра Довженко. Почти 900 страниц личного архива украинского кинорежиссера видела Ольга Семак.

Полный
архив Довженко — собственность России. В 53-м году сам режиссер согласился
передать его в центральные государственные анналы тогда еще СССР. Но не успел.
После смерти его вдова — актриса и режиссер Юлия Солнцева по собственному
усмотрению распорядилась творческим наследием мужа.

Галина Злобина, заместитель
директора российского госархива литературы и искусства:

Передала безвозмездно в наш архив весь творческий архив
кинорежиссера, поставив условие, что документы личного характера, дневниковые
записи и переписка будут закрыты на 50 лет, то есть вплоть до 2010 года.

Дневники к печати
готовили 5 лет. Более трех тысяч изображений, отрывки, написанные хрупким
карандашом на фронте или на коленях в общественном транспорте — дневник изучали
и тщательно комментировали. Россияне по-соседски пригласили для работы
украинских историков и архивариусов. С 39-го и до смерти Довженко доверяет
своим блокнотам сокровенное. Детство, присоединение Западной Украины к СССР,
война, смерть Сталина, послевоенная жизнь. Жестко рисует и кино-литературную
среду Москвы.

Андрей Юрасов, руководитель управления федерального
архивного агентства России:

Он делает заметки и даже в какой-то степени рисует
некоторые портреты или такие черты отдельных деятелей литературы и искусства и
в частности, когда он жил в Москве, — там есть нелицеприятные оценки,
действительно. Но это взгляд человека, который очень остро воспринимал
действительность, он был человеком ранимым и на страницах дневника это очень
остро чувствуется.

Киновед Сергей
Трымбач выступил составителем дневников от Украины. Говорит, больше всего его
поразило полное разочарование Довженко в силе кинематографа. Он чувствовал себя
писателем, а уже потом — режиссером.

Сергей Трымбач, председатель союза
кинематографистов Украины:

Тому що кіно — це знаряддя влади, а в час
коли народ в страшній біді, дуже важливо допомогти народу, а допомога народу, в
трактуванні Довженка, може бути тільки через слово.

Черниговский диалект,
русизмы, слова из скрипниковско
го правописания, то есть 28-го года — так писал Довженко.
Сохранить языковой колорит режиссерского диариуша — это было самое сложное.

Галина Злобина, заместитель директора
российского госархива литературы и искусства:

Поскольку режиссер одинаково владел и русским, и украинским языком, то его язык того периода
никак не согласуется с современными нормами языка.


Украинские
фрагменты блокнот
а
перевели на русский, а русские оставили без изменений. Из-за того, что Дневники
будут продавать и
в России. Зато российск
ое архивное агентство пообещало: последующие годы обнародует и
другие бумаги режиссера из своих безграничных засек. Украинские же архивариусы
к громком презентации подготовили небольшую
выставку из своих запасников. Здесь есть интересные документы. Как, например
донос агента НКВД 39-го года. О том, как пагубно влияет Юлия Солнцева на своего
гениального мужа Александра Довженко.